- Главная
- Нарушения речи
Порой так забавно наблюдать за речью иностранцев на русском языке. Они смешно коверкают слова, употребляют странные конструкции и порой выдают просто анекдотические фразочки. Даже если у вас нет заграничных друзей, наверняка такая структура текстов встречалась вам после механического перевода или у маленьких детишек. Если ваш малютка по мере взросления не перерастает эту особенность, либо она замечена у близкого человека, недавно пережившего инсульт – возможно, это афазия. Разберемся, что это такое и поддается ли данная болезнь лечению.
Афазия: причины возникновения нарушения
Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и — как результат — нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.
Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.
Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:
- менингит;
- энцефалит;
- злокачественные опухоли головного мозга;
- нарушение ЦНС в стадии прогресса;
- эпилепсия;
- болезнь Крейцфельда-Якоба.
В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.
Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:
- пожилой возраст;
- генетическая предрасположенность;
- гипертония;
- ревматический порок сердца;
- ишемические атаки.
Виды
Нейропсихологическая класиификация
В России и постсоветском пространстве прижилась классификация афазий А.Р. Лурии, отечественного нейропсихолога.
Лурия выделяет следующие виды:
- Акустико-мнестическая;
- Акустико-гностическая, или сенсорная афазия;
- Семантическая афазия;
- Моторная: Афферентная моторная афазия Эфферентная моторная афазия Динамическая афазия
Акустико-мнестическая разновидность возникает при поражении височной области головы. Характерная симптоматика:
Затруднено осмысление быстрой, многопоточной речи (в большой компании людей, шумной обстановке) речи, содержащей длинные предложения, нетипичные фразы.
Сохранена способность:
- К чтению, с незначительным снижением скорости и качества.
- Самостоятельному выражению мыслей, в том числе и в письменной форме.
Причины афазии акустико-гностической – повреждения сенсорной речевой зоны.
Этиология афазии акустико-гностической ведет к некорректному фонематическому анализу и синтезу, что приводит к таким последствиям:
- Проявления аграфии и алексии
- Говорение спутано, части фонем идут в неверном порядке
- Слуховое восприятие ограничено или отсутствует.
- Остальные последствия аналогичны приведенным выше для акустико-мнестической разновидности.
При травмах на стыке темечка, висков и затылка проявляет себя семантическая афазия. Основной симптом при диагнозе «семантическая афазия» – непонимание грамматики, в частности:
- Пассивного залога (стирается различие между «автор лепит скульптуру» и «автором лепится скульптура»
- Местоположения, выражаемого предлогами («на столе» и «под столиком» могут стать синонимичными понятиями).
Семантическая афазия, как впрочем и другие, со стороны выглядит как общение с человеком из иноязычной среды.
Эфферентная моторная афазия характеризуется фразой «понимаю-то я все, а сказать не могу ничего»:
- Сказанное отрывисто и несогласованно по склонениям и падежам
- Дублирование отдельных кусков, замена их местами
- Прочитать или написать что-либо чрезвычайно проблематично.
Диагностируется она в низу лобных долей.
Если моторная афазия афферентная, то речь идет о проблемах нижнетеменного отдела. Вытекают отсюда:
- Затрудненные движения мышцами лица и языка, челюстными
- Артикуляционные нарушения
- Дикция нечеткая, смазанная
- Невозможны простейшие манипуляции губами (надуть, растянуть в широкой улыбке, свернуть в трубочку).
Динамическая афазия связана с некорректной работой лобной доли с левой стороны. Виной тут может стать даже малейшее поражение из-за ЧМТ.
Недуг выдает себя проблемами:
- С пересказом
- С конструированием фразы
- Скудностью словарного запаса
- С длительными монологами
Неврологическая классификация Вернике—Лихтгейма
Три подгруппы включает в себя классификация афазий по Лихтгейму—Вернике, применяющаяся за рубежом:
- Сенсорная, или афазия Вернике (напоминает акустико-гностическую).
- Моторная, или афазия Брока (развивается при поражении центра Брока и имеет такие же клинические проявления, как и эфферентная моторная афазия).
- Транскортикальная (моторная и сенсорная афазия, то же, что динамическая афазия. Больной с сенсорной афазией отличается от человека с поврежденной зоной Вернике только способностью к повтору фраз за другими).
- Проводниковая афазия (характеризуется полным отсутствием этого навыка).
- Амнестическая (наблюдается при поражении височно-теменной части головы).
- Амнестико-семантическая (препятствует запоминанию услышанного).
- Оптико-мнестическая (страдает опознание вещей – если человеку показать карточку с предметом, он не припомнит название).
- Акустико-мнестическая (выражается в трудности подбора слов, даче определений).
- Сенсомоторная афазия (в худшем случае становится синонимом диагноза «тотальная афазия» – полная утрата коммуникативных возможностей).
Эфферентная моторная афазия
Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.
Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.
Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.
Особенности питания
Курс лечения афазии долгий и трудный, поэтому, начиная лечиться, больной и вся его семья должны хорошо подготовиться к тяжелой битве за здоровье. Чтобы достичь стопроцентного результата от лечения, нужны постоянные занятия с логопедом, психологом, неврологом, полезное, здоровое питание. Во время лечения головной мозг больного постоянно работает.
Больной может часто сидеть в одном положении за изучением букв или чтением какой-нибудь книги. Рацион больного афазией должен быть особенным. У человека с таким заболеванием должно быть пятиразовое питание, то есть он должен употреблять пищу в небольшом количестве и часто.
В питание нужно ввести то, что помогает хорошей работе мозга:
- Креветки, нежирная рыба;, все морепродукты насыщают организм жирными кислотами, помогающие хорошему вниманию и памяти;
- Репчатый лук — он хорошо преодолевает усталость и нервное напряжение, разжижает кровь, что еще больше снабжает мозг кислородом;
- Орехи отлично успокаивают нервную систему, из-за большого содержания в них витамина B; свежие фрукты, ягоды, особенно авокадо, бананы, черника, клюква, клубника капуста, свекла, шпинат, лимон, ананас и другие;
- Нежирное мясо (говядина, курица);
- Молочно-кислые продукты (творог, йогурт, кефир);
- Бобовые, злаковые культуры и макаронные изделия.
Завтрак больного этим заболеванием должен состоять из 20% дневного рациона, например, мюсли с йогуртом, каша, яйцо вареное, хлеб второго сорта, фрукты. На полдник можно немного перекусить каким-нибудь фруктом или съесть 100 — 200 грамм любых орехов и попить питьевой йогурт, кефир, чай с лимоном. Обед должен состоять из 40% дневного рациона, например, свежий салат из овощей, кусок нежирного мяса с картофелем, каша, компот из свежих ягод или сок. На ужин подойдет кусочек нежирного мяса или рыбы, овощной салатик, какой-нибудь фрукт, кефир.
Рацион помогает хорошо функционировать головному мозгу, что помогает быстрой реакции, мышлению, а значит скорейшему избавлению от такой неприятной болезни и приобретению полноценной речи.
Афферентная моторная афазия
Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек — левша или правша, патология проявляется по-разному.
Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.
Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.
Формы
На практике смешанные формы встречаются чаще, чем сенсорная или моторная афазия в «чистом» виде. Дополнительно:
- Транскортикальная сенсорная, или семантическая, афазия. Трудности и ошибки возникают при восприятии сложных лексико-грамматических конструкций, особенно отражающих пространственные взаимоотношения;
- Проводниковая. Проблемы появляются при попытках повторения предложений за доктором, при чтении вслух;
- Амнестическая, которая встречается при прогрессировании болезни Альцгеймера.
- При акустико-мнестическом варианте пациент различает фонемы, но не может образовывать из них слова, особенно существительные. Речь бедная, много местоимений. Несколько затруднено понимание услышанного, прочитанного.
- Больные оптико-мнестического подтипа успешно узнают предметы, но не могут припомнить их названия без дополнительной подсказки.
- Наиболее тяжелый сенсорно-моторный вариант афазии возникает после инсультов, когда имеется большой очаг поражения. Пациент не в состоянии понять речь и сам затрудняется что-либо произнести. Сенсорно-моторная афазия часто бывает тотальной ввиду полной утраты речевой функции.
Акустико-гностическая афазия
Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.
Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.
На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.
Причины
У взрослых:
- ЧМТ
- Инсульт
- Неосторожное оперативное вмешательство
- Злокачественные опухоли
- Энцефалит
- Тромбы и кровоизлияния
- Болезнь Алцгеймера
Детская афазия, помимо прочего, нередко проявляется из-за:
- Осложнений после инфекции (например, менингита, гриппа, краснухи)
- Врожденных генетических отклонений и пороков развития
- Гипоксической энцефалопатии
- Родовых травм
- Алкоголизма, наркомании или никотиновой зависимости непосредственно до или во время беременности
Акустико-мнестическая афазия
Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок — замок — олово — рука.
Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.
Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.
Методы лечения заболевания
Процесс лечения афазии является очень долгим и трудоемким, поэтому приступая к лечению пациент, и его родные, должны быть готовы к серьезной борьбе за здоровье. Для достижения желаемых результатов необходимо объединение усилий пациента и его лечащего логопеда-физиолога.
Это важно! Самым сложным в лечении является то, что очень трудно обмениваться информацией врачу с пациентом. Больной не может описать свое состояние и ощущения, которые он испытывает, он не понимает вопросов специалиста и не в состоянии изложить своё мнение в письменном виде.
Если у пациента имеется сенсорная афазия на фоне ранее перенесённого инсульта, то лечебно-восстановительные мероприятия с логопедом необходимо начинать сразу на следующей неделе. В такой ситуации, большое значение имеет помощь родственников. Быстрых результатов конечно же не последует, и полное восстановление речи может проявиться через несколько лет. Очень редко восстановление речи не происходит вообще.
Для восстановления речи при сенсорной афазии необходимо постоянно разговаривать с больным, не торопить его, давать время обдумать и высказать своё мнение. Нужно поощрять каждое его маленькое достижение. Если пациент проявляет интерес к скорейшему выздоровлению, то оно наступает значительно быстрее.
Оцените статью:
(Пока нет голосов)
Loading …
Записи по теме:
- Обследования афазии: что представляет собой данная процедура?
- Как правильно проводится коррекция афазии и в чем она заключается
- Как проходит восстановление речи при афазии
- Классификация афазий: для чего требуется разделение по типам заболевания
- Причины появления афазии у детей
- В чем суть заболевания — афазия Брока?
Амнестико-семантическая афазия
Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.
Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.
Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».
Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.
Как лечить афазию
Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:
- ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
- достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
- обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
- устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.
По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.
Терапия должна быть:
- начата как можно раньше;
- проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
- направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.
В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.
Рассмотрим каждый вид терапии подробно.
Медикаментозное лечение
Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:
Смотрите также:
- Ишемический инсульт головного мозга: симптомы, прогноз, лечение
- Реабилитация после эндопротезирования тазобедренного сустава
- Почечная недостаточность в пожилом возрасте
- «Церебролизин» («Семакс»);
- «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
- «Сомазина» («Цераксон»);
- препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
- витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».
Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.
Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.
Физиотерапия
Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:
- иглорефлексотерапия;
- электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
- воздействие на кору мозга магнитным полем.
Занятия с логопедом
Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.
Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:
- Строить с больным диалог.
- Добиваться понимания.
- Тренировать чтение.
- Вспоминать навыки письма.
Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.
Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.
Примеры упражнений:
- Раздувание щек.
- Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
- Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
- Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
- Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
- Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
- С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
- Цоканье языком по нёбу.
- Изображение поцелуев.
- Произношение простых привычных слов.
С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.
При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».
Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.
После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.
Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.
Занятия с психотерапевтом
Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.
В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.
Альтернативные методы лечения
В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:
- Введение в кровь стволовых клеток – тех человеческих клеток, которые могут превращаться в любые другие клетки организма. Предполагается, что стволовые клетки, чувствуя «сигналы» из поврежденного инсультом мозга, направляются туда и замещают (хотя бы частично) погибшие участки нервной ткани. В результате объем погибшей ткани мозга уменьшается, и дальнейшие занятия с логопедом получают больше шансов восстановить речь.
- Операция под названием экстра-интракраниальное анастомозирование. Оно заключается в создании искусственного соединения между артерией, лежащей вне полости черепа (височной артерии) и средней мозговой артерии, питающей мозг. Операция пока не получила широкого применения и направлена на улучшение кровоснабжения мозга.
Динамическая афазия
Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.
Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.
Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.
Из-за чего при инсульте возникает афазия
В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.
Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).
Симптоматическое проявление афазии
Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.
В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.
Возможные симптомы афазии:
- отсутствие возможности распознавать языковую речь;
- больной не может спонтанно высказать свою мысль;
- нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
- нарушение способности словоформирования;
- отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
- нарушенное произношение букв;
- избыток неологизмов;
- попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
- постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
- склонность к замене букв;
- построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
- неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
- составление неполных предложений;
- отсутствие способности читать или писать;
- словарный запас ограничен;
- возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
- речевое расстройство;
- несвязная речь (бред);
- отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.
Симптомы афазии
Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению. Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области. Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов. Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.
При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.
Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.
Методы диагностики афазии
Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.
Установить степень речевого расстройства помогает:
- устная проверка;
- письменная проверка;
- исследование слухоречевой памяти;
- определение возможности опознания предметов;
- конструктивно-пространственное исследование.
Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.
История вопроса
Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.
В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.
Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей. До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага. С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса.
В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы. Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций. Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.
Локализация центров речи
В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций. Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты. Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого. В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.
В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.
В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).
В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.
Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.
Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.
При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).
Коррекция афазии
Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.
Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.
В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии — в зависимости от типа приступа.
Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.
В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.
Лечение народными средствами
Народных средств против такого заболевания нет. Заболевание можно вылечить только ежедневными занятиями с логопедом. Самым эффективным методом лечения является дельфинотерапия, иппотерапия (лечение лошадьми) и фелинотерапия (лечение кошками).
Расскажем подробнее о таких методах:
- Иппотерапия (лечение лошадьми). Во время присутствия больного рядом с лошадью, у него начинает успокаиваться нервная система, что считается единственным преимуществом от занятий с логопедом, способствующие иногда волнению человека и торможению лечения. Общение с лошадьми у больного вызывает много радостных эмоций, помогающие нормализовать работу мозга, что, восстанавливает иммунную систему. Когда больной приходит на такие занятия, то его покидают все проблемы, он начинает хорошо говорить, понимать речь окружающих. А в дальнейшем он начинает понимать все и говорить, даже в другой местности. Кроме эмоционального общения, катание верхом на лошади развивает у больного моторику, которая восстанавливает клетки мозга. Если все это совмещать, то через несколько таких занятий можно достичь превосходных результатов, человек сможет вернуться к привычной жизни.
- Дельфинотерапия. Дельфинов используют в медицине и психотерапии. Во время общения с дельфинами у человека стабилизируется психоэмоциональное состояние, снимается психологический стресс. Терапия дельфинами — это прекрасный способ избавиться от этой болезни, восстановиться после разных экстремальных условий, например, ураганов, землетрясений.
- Фелинотерапия. Многие наверняка знают, что кошки — это самые ласковые животные, способны успокоить и порадовать после нервных напряжений. А спокойная обстановка в компании с кошкой положительно влияет на клеточки мозга, давая им быстрее восстанавливаться, что помогает скорейшему выздоровлению.
Общение с такими животными играет лечебную роль, вырабатывает у человека желание заботиться и любить животных.
Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление
Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.
В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.
Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.
Последствия и осложнения
Если афазию не лечить, то самое первое и страшное осложнение — это полное отсутствие речи, неумение писать, читать и понимать речь окружающих. Если возникла акустико-гностическая афазия, произошедшая у ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, то это может принести страшное осложнение в виде полного отсутствия речи или к дальнейшему грубому изменению речевого развития. Неожиэто купирование моторной афазии приводит к заиканию.
Если долго не лечить такую патологию, то она в дальнейшем приводит к следующим последствиям:
- Развитие необратимых дефектов речи;
- Затрудненное адаптирование в обществе, больной становится изгоем;
- Летальный исход.
Обязательно помните, что сенсорная афазия — это опасное поражение головного мозга, требующее лечения. Эта проблема считается только следствием более страшной болезни, которая всегда нуждается в долгом курсовом лечении, а иногда и хирургической операции.
Симптомы
Симптомы сенсорной афазии включают в себя типичные признаки неврологического плана и психоэмоциональные нарушения, которые вторичны и обусловлены сложным положением, в котором оказался пациент.
- Невозможность воспринимать речь. При сохранном слухе (в большинстве случаев) человек не может разобрать, что говорят окружающие. Речь слышна, но понимания ее нет. Как будто больной оказался в окружении иностранцев. Это наиболее сложный вариант расстройства. В более легких формах сохраняется способность к восприятию некоторых несложных конструкций. Односложных или словосочетаний.
- Невозможность говорить самостоятельно. Существуют различные уровни нарушения речи. В классических случаях человек способен говорить, но краткими фразами или вообще отдельными простыми словами. При этом он плохо понимает, что сам же и говорит. В наиболее запущенных формах наблюдается тотальная речевая дисфункция. Больной произносит нечленораздельные звуки. Особенности речи пациентов с сенсорной афазией — разорванность, отсутствие четких логических связей, максимально бедный лексико-грамматический строй. Обычно это отрывочные слова, фразы.
- Психомоторное возбуждение. Сопровождается повышенной двигательной активностью. Больной мечется, не находит себе места. Возможна паническая атака. Выраженный приступ страха, паники.
- Агрессивность, враждебность. В рамках сохранного сознания. Аффект злобы связан с тревожностью, непониманием происходящего. Требуется оказание помощи, при необходимости назначается инъекция седативного препарата.
Дополнительные симптомы, как правило, не связаны с сенсорной афазией и имеют сопутствующее неврологическое происхождение. Это эпилептические припадки с нарушением сознания, судорогами, падение остроты зрения, нарушение нормальной видимости, выпадение отдельных полей зрения (скотомы). Также нередко встречаются галлюцинации вербального плана. Псевдогаллюцинации, когда человек слышит голоса в голове. Парадоксально, но даже мнимые галлюцинаторные образы пациент не способен интерпретировать, они ощущаются как звуковые раздражители речевого характера с непонятным содержанием.
Признаки сенсорной афазии сохраняются на протяжении большей части периода течения патологического процесса.
Общая характеристика афазии
Термин «афазия» означает нарушение уже сформированной речи (у взрослых или у детей в возрасте старше 3-х лет) в виде частичной или полной ее утраты. Что лежит в основе афазии? Она возникает в результате поражения ответственных зон головного мозга при сохранном артикулярном аппарате и достаточном слухе. Многообразие характера нарушений зависит от поражения того или иного звена речевой функциональной системы.
Речевая система как сложная в функциональном отношении конструкция состоит из афферентных (от рецепторного аппарата к нервному центру) и эфферентных (от нервного центра к рабочим органам) нервных проводниковых систем. Речевое восприятие осуществляется путем анализа и синтеза частей (элементов) потока звука с помощью участия звеньев зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Процессы словесного же произношения представляют собой систему артикуляционных координированных движений. Последние сформированы в предшествующем опыте пациента, а афферентной основой их функционирования являются слуховой и кинестетический (относящийся к движению, моторный) анализаторы.
Чаще всего патология развивается в результате:
- нарушения мозгового кровообращения (инсульт) ишемического или геморрагического типа (афазия после инсульта встречается у 15-38% больных);
- травматического повреждения головного мозга или хирургического вмешательства на нем, трепанации черепа;
- развития опухоли мозга;
- инфекционных заболеваний головного мозга (энцефалит, менингоэнцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс мозга);
- паразитарных инвазий — в тех случаях, если локализация паразитов в процессе цикла их развития включает мозговые ткани;
- хронических прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы, например, очаговые формы болезни Альцгеймера и болезни Пика.
Речь, как очень сложная психическая деятельность, подразделяется на различные формы и виды. В соответствии с психологической структурой ее подразделяют на:
- экспрессивную, которая произносится вслух;
- импрессивную, представляющую собой речевое восприятие других людей.
Экспрессивная речь состоит из таких этапов, как замысел высказывания, внутренняя речь, стадия внешнего развернутого высказывания. Многие патологические процессы отражаются в нарушениях темпа, плавности, ритма этого вида речи. Она может становиться, например, прерывистой, замедленной, скандированной (при болезни Паркинсона) или с запинаниями на первых слогах (при атрофических возрастных процессах в головном мозге).
Особенности импрессивной речи, или процессов понимания обращенного речевого высказывания, заключаются в понимании устной (чтение) и письменной речи. Психологическая структура этого вида состоит из следующих этапов:
- Первичного восприятия речевой информации.
- Декодирования этой речевой информации, представляющего собой анализ состава буквенной или звуковой форм.
- Соотношения информации с определенными смысловыми категориями.
В обобщенном виде можно сказать, что смысл импрессивной речи состоит в реакции человека на смысл слов. Речевое понимание возможно при нормальном функционировании центра Вернике, являющегося центральным звеном речевого слухового анализатора.
У детей с умственной отсталостью поражение этого центра является причиной нарушения понимания смысла обращения к ним. Ведущий симптом — разной степени расстройство восприятия звукового состава слова, то есть фонематического восприятия. Это проявляется отсутствием реакции на слова и вообще на словесные конструкции, затрудненностью слухового восприятии устного обращения, избыточной чувствительностью к громким звукам, более лучшим восприятием негромкой и даже шепотной речи.
При упрощенном обобщении различных видов афазии их условно группируют в три вида расстройств:
- Экспрессивной речи, или нарушение воспроизведения при ее понимании.
- Импрессивной речи, то есть ее понимания.
- Называния предметов при сохранении способности к пониманию и воспроизведению, но утрате в коре головного мозга основы (матрицы) формулировки слова. В этом случае больной правильно описывает назначение предмета, но не помнит его названия.
Эти формы афазии называют (соответственно) моторной, сенсорной и амнестической. На установлении одной из этих форм и их разновидностей базируются диагностика локализации, объема поражения, а значит и предположительный прогноз патологического состояния.
Таким образом, афазия характеризуется разрушением речевого мышления, которое заключается как в нарушенном понимании больным человеком обращенной к нему речи, так и различными собственными речевыми дефектами. Этот синдром, именуемый еще сенсомоторной афазией, возникает в результате поражения коры и определенных зон подкорковых структур в левом (у правшей) полушарии головного мозга. При этом в симптоматике синдрома имеет преобладающее значение один из компонентов — моторный, при котором нарушена экспрессивная речь, или сенсорный, представляющий собой расстройство речи импрессивной.
Афазию необходимо дифференцировать с такими речевыми расстройствами, возникающими при поражениях мозга, как:
- расстройства в произношении без нарушений слухового речевого восприятия, а также речевого восприятия в письменном виде и при чтении (дизартрии);
- отсутствие или грубое врожденное нарушение речи при наличии нормального слуха и первичного интеллекта, обусловленное поражением речевых центров в коре мозга (алалии).
Как могут помочь близкие?
Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:
- Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
- Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
- Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
- При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
- С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
- Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.
Причины нарушения
Динамическая афазия возникает при очаговом повреждении мозга в лингвистически-доминирующем полушарии.
Повреждение мозга бывает 2-х типов:
- очаговое (ограниченное);
- диффузное (рассеянное).
Клиническая картина афазии предопределяется локализацией, степенью поражения ЦНС, возрастом человека. Для начальной стадии заболевания обычно типична тяжелая степень расстройства, клиническая картина со временем меняется. Причины синдрома динамической афазии могут быть разными. Наиболее распространенные факторы включают в себя:
- инсульт;
- церебральную ишемию и кровотечение;
- мозговую коммоцию;
- ушиб и сжатие мозга;
- мозговые опухоли;
- интоксикацию ЦНС (наркотики, алкоголь, токсичные химические вещества и т.д.);
- болезнь Альцгеймера.
Лечение и коррекция
Основа терапии – лечение болезни, вызвавшей расстройство. Уход за пациентом должен основываться на междисциплинарном сотрудничестве невролога, логопеда, фониатра, трудотерапевта, физиотерапевта, психолога. Чем раньше начинается комплексная терапия, тем она эффективнее.
Необходимы своевременные логопедические занятия, назначаемые вскоре после стабилизации состояния здоровья. У пациентов с инсультом это обычно происходит на 2-й день, прямо в больничной палате.
В острой фазе расстройства (сразу после постановки диагноза и медицинского вмешательства) логопедия фокусируется, прежде всего, на восстановлении речевых расстройств, психической устойчивости пациента. Это индивидуальная форма терапии.
В более поздний период (в хронической фазе) терапия, главным образом, направлена на возобновление сильно нарушенных социальных контактов. На этом этапе используется как индивидуальная, так и групповая терапия.
Основы профилактики
Полностью предотвратить афазию вряд ли получится, а вот значительно снизить риск ее развития вполне реально. Меры профилактики в большинстве случаев направлены не на предупреждение самого заболевания, а на предотвращение появления причин, которые его провоцируют. То есть проводится профилактика инсультов и других возможных органических поражений мозга. Вот почему стоит регулярно проходить церебральное диагностическое обследование, что позволит выявить опухоли на ранних стадиях развития или другие заболевания мозга.
Помимо этого, рекомендуется вести такой образ жизни, который уменьшает риск возникновения черепно-мозговых травм, а также сразу же обращаться за консультацией специалиста при обнаружении первых признаков нарушения речи.
Факторы риска
Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:
- пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
- развитие гипертонической болезни;
- церебральный атеросклероз;
- разного рода травмы головы (причем даже давние);
- пороки сердца ревматического характера.
Как проходит лечение?
Несмотря на органическую природу поражения, лечение афазии возможно. В первую очередь такому человеку нужно постоянное внимание как медицинских сотрудников, так и близкого окружения. Особенность пациентов заключается в нарушении речи, поэтому очень часто для оглашения результатов диагностики при назначении лечения врач использует сразу несколько методов оповещения, например используя картинки, жесты или воспроизведение похожих действий. Как правило, лечением занимается врач-логопед, который специализируется именно на афазии. Стоит учитывать, что процесс восстановления речи может затянуться на длительный срок.
Выбор методик полностью зависит от поставленного диагноза, формы заболевания. Основная цель первых занятий – выработка желания к выздоровлению. Работа проводится во всех направлениях речи: устной, письменной, даже если нет явных нарушений.
Во время лечения проводится профилактика таких состояний, которые могут сопровождать основное заболевание:
- депрессия;
- агрессивность;
- отсутствие желания к идти на поправку.
Регулярные упражнения в процессе лечения играют важную роль, поскольку способны ускорять процесс выздоровления, а при диагнозе «афазия» восстановление речи может занять много времени. Поэтому совместно с логопедом с пациентом работает психолог.
Также в некоторых случаях может понадобиться прием медикаментов, реже — хирургическое оперативное вмешательство.
Лечение
Терапия также проводится в стационаре. На ранних этапах лечение включает в себя несколько стадий: первичную помощь сразу после поступления в стационар (особенно, если больной в тяжелом состоянии), ранние мероприятия, направленные на купирование симптомов и борьбу с первопричиной, поздний этап и, наконец, реабилитацию.
Применяются препараты ноотропного ряда (Глицин, прочие), также цереброваскулярные, антигипоксические медикаменты (Пирацетам, Актовегин и их аналоги). Зачастую этого достаточно, если случай не запущенный. Возможно длительное применение медикаментов. При мальформациях, аневризмах, опухолях не обойтись без оперативного лечения. Требуется удаление таковых и восстановление нормальной трофики тканей, устранение компрессии (сдавливания).
Травмы с образованием гематом требуют дренирования, то есть удаления самого сгустка крови.
Эпилепсия — отдельная проблема. Единственный способ скорректировать расстройство — систематически применять противоэпилептические медикаменты по назначению врача.
Даже после качественного лечения в тяжелых случаях, обычно посте инсульта, остается неврологический дефицит. Пациент все так же плохо говорит и недостаточно воспринимает речь. Вопрос решается в рамках реабилитации. Она занимает от 6 до 12 месяцев, редко чуть более. Время в течение которого удается добиться результата — 2 года. Это как раз период адаптации, перестройки мозга на новый лад. Затем достичь какого-либо эффекта трудно или вообще невозможно.
Упражнения при семантической афазии (сенсорной) довольно просты:
- чтение и произнесение простых слов;
- отграничение похожих по звучанию терминов;
- соотношение изображения и названия изображенного предмета;
- диалоги, сначала простые, затем все сложнее.
Восстановление — задача рутинная и неприятная для пациента. Но необходимая. В зависимости от качества помощи можно говорить о той или иной интенсивности восстановления.
Коррекция отклонений при афазии Вернике проводится по показаниям. Обычно все ограничивается систематическим приемом цереброваскулярных препаратов, ноотропов, ангиопротекторов.
Диагностика
Сначала выясняется родной язык пациента, проверяются возможные нарушения слуха. Затем тестируется понимание, ориентация на местности и во времени с помощью простых вопросов, таких как:
- Как вас зовут?
- Сколько вам лет?
- Где вы сейчас находитесь?
- Какая дата (месяц, год) сегодня?
В ходе собеседования с пациентом врач наблюдает за его речью: беглостью, использованием и т.д.
Существуют простые тесты, используемые для оценки способности находить слова (пациент должен перечислить всех животных, которых вспомнит (норма: 18-22 за 1 минуту), все слова, начинающиеся с определенной буквы и т.д.) или возможности повторить простое предложение из нескольких слов.
Для диагностики динамической афазии важно определить, пациент правша или левша, потому что центр речи находится в доминирующем полушарии.
Лечение афазии Вернике
Ядром дефекта является невозможность вычленения звуков из речевого потока, различения. Нужно научить пациентов понимать самые простые бытовые слова. Поэтому применяется процедура растормаживания речи.
Также пациентов учат различать контрастные слова. Берутся два каких-то значения, длинные и короткие. Например «машина» и «кот». После этого нужно попросить пациента показать, где машина и куда девался кот. Человек показывает и повторяет за преподавателем. После этого можно добавить еще одно слово, например «машина», «коза», «кот».
Нужно использовать контрастные слова на первых этапах лечения. Слова всегда должны быть общеупотребляемыми. Не нужно давать пациенту много сложных или каких-либо абстрактных значений, которые человек мало использовал и не встречал в жизни. Все понятия должны быть обобщающие.
Важно дать пациенту прослушать слова. Нужно использовать активно магнитофон или компьютер с подключенными наушниками. Пациент слышит название слова, перед собой видит изображение и надпись. Такой метод является достаточно эффективным.
Диагностика афазий
Невролог или афазиолог может предложить человеку пройти несколько несложных тестов, чтобы определить наличие и степень нарушений. К методам диагностики относятся:
- просьба к пациенту рассказать о себе;
- просьба повторить за специалистом ряд похожих по звучанию слов;
- просьба перечислить дни недели, месяцы в году;
- ответы на простые вопросы (назвать предметы, дать определение явлениям);
- анализ возможности выполнить несложные просьбы;
- чтение текста;
- диктант;
- анализ понимания грамматических конструкций, смысла пословиц.
Как дополнительные методы диагностики применяются энцефалография, магнитно-резонансная томография, ангиография.
По результатам таких простых тестов специалисту несложно поставить правильный диагноз и подобрать способы восстановления.
Диагностика заболевания
При возникновении симптоматики, указывающей на динамическую афазию, проводится ряд исследований, которые позволяют диагностировать заболевание и его степень тяжести. Эти тесты необходимы, так как частично речевые функции не были утрачены. Для определения возникших нарушений предлагается:
- составление рассказа по предложенным картинкам;
- написать изложение по тексту;
- сочинение на заданную тему;
- описание сюжета картины.
По результатам тестирования оценивается степень владения внутренней речью, потому что для данного типа афазии есть ряд речевых функций, которые остаются не нарушенными. Если пациент до этого овладел навыками письма и счёта, то они не затрагиваются при возникновении болезни. Основными сохраняющимися функциями будут:
- способность называть предметы и явления;
- способность повторять словоформы, речевые штампы и шаблоны;
- способность использовать рядовую речь, счёт, называть порядок месяцев в году и дни недели.
В случае подтверждения динамической афазии необходимо проводить лечение, которое показано при возникновении такого типа расстройств речевого центра.
Какое лечение необходимо при расстройстве речи
Терапия должна быть направлена одновременно на борьбу с основным заболеванием, приводящим к нарушению функциональности головного мозга, и сенсомоторной афазией. В первом случае особенности подхода зависят от диагноза. В ситуации с ишемическим инсультом это может быть прием средств, разжижающих кровь, антигипоксантов, неинвазивное удаление тромба. При геморрагическом ОНМК показана остановка кровотечения, устранение отека тканей в зоне поражения. Воспалительные и инфекционные заболевания лечатся антибиотиками, НПВС. При выявлении гипертонии проводится коррекция уровня артериального давления. Схема лечения дополняется ноотропами, средствами для улучшения циркуляции крови в головном мозге.
Воспалительные и инфекционные заболевания лечатся антибиотиками, НПВС.
Для устранения проявлений самой сенсомоторной афазии пациент должен пройти медикаментозное лечение, курс сеансов с логопедом. С целью восстановления функциональности пораженного участка головного мозга ему прописывают ноотропы, антигипоксанты, нейропротекторы, витаминно-минеральные комплексы. Работа с логопедом включает выполнение специальных упражнений, способствующих выработке у пострадавшего утраченных навыков. Эти приемы рекомендуется применять и самостоятельно, воспользовавшись помощью близких, для усиления лечебного эффекта.
Разновидности и стадии расстройства
Типы проявлений динамической афазии:
- бессмысленная фразировка – речь без смысла, «набор слов»;
- стереотипы – бессмысленное повторение одного слова или группы слов при нелогичной связи с другими словами;
- речевые автоматизмы – повторение одного и того же слова или нескольких слов;
- параграматизмы – длинные, сложные предложения со многими смежными предложениями, смешивающие два неполных предложения с разными значениями, неправильное склонение, неправильные глаголы;
- перманентные перерывы – постоянное прерывание речи, паузы, медленный темп, короткие предложения;
- специфический жаргон – беглая речь, полная парафраз, бессмысленных неологизмов, словесных ошибок, неуместных дополнений.
Течение расстройства делится на 2 этапа:
- На начальной стадии или в острой фазе, после первичного нарушения ЦНС, клиническая картина наихудшая, часто происходит нарушение способности вербального общения. Этот этап продолжается несколько дней.
- Позже клиническая картина стабилизируется (подострая фаза), через несколько недель или месяцев наступает хроническая фаза. Симптоматика больше не изменяется самопроизвольно, улучшение может наступить только на основе терапии.
Степени:
- Легкая. Словоформа деформирована, содержит некоторые правильные элементы конкретного слова, может быть понята с точки зрения ее значения.
- Средняя. Относительно тяжелая деформация слов. Произносимое слово меняется настолько, что речь теряет понятность.
- Тяжелая. Одно слово заменяется другим, похожим по значению, или описанием значения термина.
Динамическая афазия – это расстройство словесного выражения. Пациент часто отвечает односложно. Понимание сложных предложений нарушается при сохранении способности повторений и наименований.
Отличительной чертой динамической афазии являются следующие расстройства речи:
- парафазия – деформация слов разных типов и степеней;
- парафразия – сниженная способность говорить предложениями;
- расстройство понимания – трудности в понимании более сложных предложений;
- нарушение восприятия, понимания устной речи;
- логорея – быстрая речь с пониженной четкостью;
- автоматизмы – непроизвольная, спонтанная речь, которая не связана с другой умственной деятельностью, бесполезная;
- аграматизм – неправильное грамматическое выражение (пропуск предлога, неправильные склонения).
Часто динамическая афазия сопровождается проявлениями в области эмоций (депрессия, грусть), обучения (мыслительные, концентрационные проблемы) или другими расстройствами (апраксия, акалькулия).
Как проявляется болезнь
Афазия возникает при поражении участка головного мозга, отвечающий за речь и ее восприятие. Особенностью болезни является то, что она неуклонно прогрессирует.
Характерные симптомы расстройства:
- произвольная перестановка звуков в словах;
- тенденция к пропускам букв при письме и разговоре;
- нарушение произношения слов;
- сложности с подбором правильного слова в речи;
- увеличенные паузы в разговоре;
- отсутствие эмоций при разговоре;
- увеличение числа ошибок при письме и чтении;
- нарушения памяти и анализа разговорной речи;
- внезапное заикание.
Речь пациента сильно меняется. При адекватной оценке собственных возможностей, больные становятся замкнутыми и молчаливыми. Эмоциональная окраска речи теряется, увеличиваются паузы между словами, во время которых больной пытается вспомнить слово или произнести определенный звук.
Профилактические меры
Чтобы вовремя предотвратить расстройства речи, при нарушениях кровотока в церебральных сосудах необходимо обратиться за медицинской помощью. В любом возрасте необходимо беречься от черепно-мозговых травм, нейроинфекций. Для нормализации кровоснабжения тканей показано соблюдение здорового образа жизни, умеренная физическая активность. В случае наличия факторов риска ребенка с детских лет нужно показывать неврологу для получения консультативной помощи и наблюдения.
Особенности течения недуга
Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.
Лечение сенсорной афазии
Подход к борьбе с речевыми расстройствами должен быть комплексным. Прежде всего надо выявить причину проблемы и избавиться от нее. Параллельно с этим или уже после устранения провоцирующего фактора можно подключать профильные приемы для нормализации утраченных функций. Для получения максимального эффекта не стоит ограничиваться сеансами со специалистом. Самостоятельная работа и помощь близких повышают шансы пострадавшего на выздоровление.
Методы лечения акустико-гностической афазии:
- медикаментозный – основные препараты подбираются в соответствии с типом заболевания. При ишемическом инсульте показаны тромболитики, при геморрагическом – кровоостанавливающие. Для борьбы с инфекцией или воспалением используют антибиотики, НПВС, противовирусные или противогрибковые средства. Дополнительно пациенту показаны витамины, ноотропы, нейропротекторы и лекарства, улучшающие питание тканей;
- логопедический – с помощью специальных методик, приемов, манипуляций логопед переводит издаваемые больным звуки в осмысленную речь. Это позволяет восстановить и расширить словарный запас, заново отточить артикуляцию;
- хирургический – иногда устранение причины, вызывающей акустико-гностическую афазию, возможно только при прямом воздействии на поврежденный участок мозга. Это может быть удаление опухоли, остановка кровотечения, восстановление проходимости сосуда хирургическим путем;
- дополнительные медицинские подходы – для повышения функциональности проблемной зоны ЦНС используют массаж и ЛФК, физиотерапию, иглоукалывание. Сегодня все чаще применяют компьютерные программы, призванные стимулировать зону Вернике;
- средства народной медицины – с разрешения врача пациентам рекомендуется употреблять натуральные лекарства, оказывающие благоприятное влияние на головной мозг. Сегодня все чаще используются лечебные методики, основанные на контакте с животными.
Рекомендуемые специализированные упражнения
Для устранения признаков акустико-гностической сенсорной афазии больному предстоит в течение длительного времени выполнять ряд особых упражнений. Они призваны стимулировать пораженный центр головного мозга, потенцировать компенсаторные свойства окружающих тканей.
Основные приемы и типы упражнений:
- использование предметных картинок для их распределения по общим признакам, выбора правильного предмета из предложенных или в соответствии с названием;
- отработка умения различать слова, близкие по звучанию;
- составление рассказов о предметах, их свойствах, действиях;
- построение логичных ответов на заданные вопросы, начиная с простейших с последующим усложнением;
- чтение про себя с пересказом и вслух;
- письмо – сначала изображение букв и слогов, затем слов и предложений.
Точный перечень приемов и специфику выполнения упражнений устанавливает лечащий врач. По мере появления признаков положительной динамики программа должна корректироваться, чтобы прогресс не останавливался.
Смешанная афазия
В практике неврологов чаще всего встречаются пациенты со смешанными видами афазий. Симптомы моторной могут накладываться на признаки сенсорной, делая диагностику затруднительной.
К смешанным формам афазий относят:
- эфферентно-моторную с сенсорной;
- афферентно-моторную с сенсорной;
- тотальную.
Последняя форма заболевания является самой тяжелой, поскольку у больного полностью разрушается речевой аппарат. Ее можно наблюдать при обширных инсультах. Человек плохо понимает чужую речь, не может воспроизводить слова сам, наблюдаются сложности в чтении и на письме.

