.
Нарушения работоспособности нервной системы, сопровождаемое симптоматикой различного происхождения, являются неврозом. Дети испытывают стресс в несколько раз серьезнее, чем взрослые. ОКР у детей является следствием нестабильной психогенной ситуации или нарушений в мозге из-за травмы.
Понятие синдрома навязчивых движений у детей
Это часто повторяющиеся монотонные движения. Появляются они у детей с первых лет жизни и младшего школьного возраста. Нарушения идут на психическом и эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок неосознанны и неконтролируемы. Ребенок не сможет ответить на вопрос, зачем он это делает.
Чаще всего подвержены этому неприятному расстройству боязливые детки и ребята из трудных семей. Они теряются, видя трудности в самостоятельном преодолении препятствий, переживаний и иных отрицательных эмоций. Навязчивые движения могут мучить в течение длительного периода, а в случае отрицательного протекания одни навязчивые движения сменяются другими. Иногда расстройство проявляется, как нервный тик.
Вторичная стереотипия
Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.
Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:
- патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
- умственная отсталость;
- сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
- врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
- нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
- лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
- психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.
Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.
Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.
Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).
Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания. В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.
Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).
Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.
Какие бывают навязчивые движения
Проявления движений при данном синдроме разнообразны, перечислим самые распространенные:
- Частое шмыганье носом и вытирание;
- Взмахи или тряска конечностями;
- Бруксизм;
- Подергивание гениталий (мальчики);
- Раскачивание головой;
- Выдергивание волос, поглаживание их, накручивание на палец и т. д.
- Раскачивание всем корпусом тела без видимой причины;
- Обкусывание ногтей;
- Щипание себя за уши, щеки, руки, подбородок, за нос;
- Сосание пальцев;
- Моргание и желание жмуриться без причины.
Рекомендации родителям
При возникновении патологии у ребенка родителям рекомендовано откорректировать свое поведение. Родители должны откорректировать свое поведение. Категорически запрещается ссориться при ребенке или травмировать его психику другими ситуациями. При воспитании малыша родители не должны оказывать на него чрезмерное давление.
Если мама укладывает ребенка, то она должна петь ему колыбельные или читать сказки в соответствии с его возрастными особенностями. Высоким эффектом воздействия обладает танцевальная терапия. В период проигрывания музыки ребенок выплескивает негативную энергию, которая в нем скапливается. Полезными будут совместные занятия с ребенком.
В дошкольном возрасте родителям рекомендуется заняться рисованием. Для того чтобы порадовать ребенка, ему можно приготовить любимую еду.
Родители должны концентрировать снимание на своем поведении, так как оно играет важную роль в формировании патологии. Большинство из людей не являются идеальными родителями. Но, если в доме растет ребенок с предрасположенностью к неврозу, то нужно стремиться к этому.
В период лечения патологического процесса категорически запрещается ругать малыша за навязчивые движения и мысли. Если родители замечают, что ребенок начинает грызть ногти или щипать себя, то с ним рекомендовано сразу же поговорить о проблеме.
В момент протекания патологического процесса рекомендовано стараться уделять ему как можно больше внимания и времени. Ребенку не рекомендуется во время терапии заболевания просматривать телевизор или играть за компьютером.
Малышу рекомендовано обеспечить ежедневные прогулки на свежем воздухе, длительность которых составляет не менее 3 часов.
Если родители будут благосклонно и правильно относится к своему ребенку во время терапии болезни, то это положительно отобразится на этом процессе.
Основные причины возникновения
Психика малыша еще слабо развита, не имеет иммунитета и остро реагирует на любые провоцирующие воздействия негативного характера. Причинами, по которым могут появиться навязчивые движения, часто становятся:
- дефицит внимания;
- тяжелые ситуации, травмирующие психику;
- долгое нахождение в неблагополучной обстановке;
- глобальные ошибки в воспитании — безразличие или чрезмерная требовательность;
- сильный стресс;
- перемены в привычной жизни — переезд, смена школы, отъезд родителей и их долгое отсутствие, пребывание с чужими людьми.
- резкий испуг.
Причины патологии
Навязчивый симптом развивается у маленьких пациентов по разнообразным причинам. Заболевание развивается у пациентов при генетической предрасположенности. Если у близких родственников ребенка диагностировался патологический процесс, то он находится в группа риска.
Заболевание появляется при воздействии разнообразных провоцирующих факторов. В группе риска находится ребёнок, который растет в плохой семейной обстановке. Патологическое состояние появляется у детей при частых умственных и физических нагрузках. При плохих отношениях со сверстниками у ребенка может диагностироваться заболевание. Оно диагностируется при информативной перегруженности.
Навязчивость возникает при серьезной травме психики. Наиболее часто ее диагностируют у детей, которые переживают развод родителей или смерть близкого человека. Если родители воспитывают ребенка неправильно, то это может привести к развитию болезни. Она появляется у детей, к которым родители заявляют чрезмерно высокие требования.
Навязчивое действие и связанное с ним заболевание развивается при воздействии разнообразных психотравмирующих факторов, поэтому родителям рекомендуется внимательно относится к здоровью и воспитанию ребенка.
Медикаментозное лечение
Лекарства при неврозе прописываются только как вспомогательное звено. Они воздействуют на кровоснабжение, восстановление нервных клеток, успокаивают, увеличивают длительность сна. Медикаменты лишь снимают напряжение у деток. Врачи назначают:
- психотропные препараты – Фeнибут, Тазепам, Coнaпaкc, Cибaзoн. Употребляются кратковременно. Схема приема разрабатывается с учетом возможных последствий, которые могут сказаться на развитии ребенка.
- Пaнтoгaм и Глицин, нормализующие процессы возбуждения и торможения;
- фитoчaи – Вечерняя сказка, Хипп, Фитoceдaн, Уcпoкoй-кa, Баю-бай, Успокоительный дeтcкий;
- дополнить лечение можно при помощи витаминных комплексов, которые содержат в своем составе повышенное количество компонентов, относящихся к группе В.
- седативные средства, основанные на натуральных и растительных компонентах. Такие, как Фитоседан, Персен и Тенотен.
- гомеопатические препараты – Hepвoxeль, Бэби-Ceд, Шалун, Зaйчoнoк, Нотта, Дopмикинд;
Способы лечения
Невроз навязчивых движений у маленьких детей не нужно лечить специальными препаратами, если не выявлены более серьезные проблемы и развитие происходит в соответствии с возрастом. Со временем это пройдет. Все зависит от родителей. С ребенком нужно проводить больше времени, обсуждать его проблемы, помогать познавать окружающий мир, не акцентировать внимание на навязчивых движениях. Неплохо будет записать малыша на рисование. Лечение ОКР у детей до года требует тщательного подхода. Устраняются последствия натальной травмы с помощью препарата «Глицин», массажа и ЛФК.
Если обсессивно-компульсивное расстройство у детей вызвало физиологические отклонения, то лечат их при помощи легких седативных средств растительного происхождения или натуральными травяными сборами (при отсутствии аллергии). И также показаны витаминные комплексы, лечебная физкультура, дыхательная гимнастика и работа с психологом. В домашних условиях врачи предлагают делать малышам успокаивающие ванны.
Лечение обсессивно-компульсивного расстройства у детей в пубертатном периоде будет серьезнее:
- У подростков лечение ОКР предполагает когнитивно-поведенческую терапию.
- В сложных случаях с суицидальными наклонностями, длительной депрессией назначают антидепрессанты. Могут быть показаны психотропные препараты на короткий срок: «Фенибут», «Тузепам».
- Параллельно с психо- и медикаментозной терапией проводятся массажи, электросон.
Такое лечение ОКР показано при обсессивно-компульсивном расстройстве в пубертатном периоде, сопровождающемся агрессивным поведением, социальной дезадаптацией. С проблемными подростками чаще занимаются в группах. Это позволяет ребенку ощутить, что он не единственный в этом мире, кто столкнулся со сложностями. На сеансах дети учатся вместе решать проблемы, разбирать суть и причину своего поведения, выстраивать правильно позицию в обществе и налаживать связи с людьми.
Важно понимать, что обсессивно-компульсивные расстройства у подростков — сформированный рефлекс, ответ на раздражающий фактор. Лекарства не способны устранить проблему, они необходимы для расслабления нервной системы и восстановления медиаторных связей в мозге. Цель лечения обсессивно-компульсивного расстройства у детей: преобразовать негативную реакцию, действующую разрушительно на организм, в положительную, способствующую адаптации.
Лечение невроза навязчивых движений у детей предполагает обучение техникам расслабления, которые подросток сможет применять в реальной жизни.
Мнение доктора Комаровского
Евгений Комаровский советует выстраивать позитивные отношения в семье. Поразмышляйте, был ли скандал в семье, негативная ситуация в детском коллективе, болел ли недавно ребенок, какие медикаменты употреблял до появления симптомов. Изучите побочные действия лекарств в виде нарушений в центральной нервной системе. Ребенок в психологическом напряжении может довести себя до состояния, которое может угрожать здоровью. Обращаться к специалисту очень важно и нужно. Естественная цель родителей — здоровый ребенок.
Не заостряйте внимание на неестественных движениях ребеночка. Он делает их неосознанно и пытаться запретить их совершать путем давления только усугубит эмоциональное и психологическое состояние малыша. Наилучший способ воздействия — отвлечь ребенка. Займитесь чем-то совместно, попросите помочь Вам или прогуляйтесь. Нельзя разговаривать на повышенных тонах и кричать на ребенка в момент проявления немотивированных движений. Реагируйте адекватно, чтобы не вызвать в ребенке еще большее волнение и испуг. Продолжайте общаться с малышом тихим, спокойным голосом.
Невролог обычно назначает один или несколько седативных препаратов, магний и витамины. Порекомендует курс массажа, ЛФК и бассейн. Такое лечение достаточно дорогостоящее. Если нет серьезных отклонений, не нужно пичкать ребенка таблетками и уколами, так как выздоровление не наступит. Используйте более действенные способы, чтобы помочь ребенку — это любовь мамы и папы, выдержка, участие в его развитии.
Если родители начнут выделять время на ежедневные прогулки, станут обсуждать различные темы с сыном или дочерью, все психологические проблемы и невроз уйдут.
Симптоматика
Симптомы навязчивых состояний у детей могут быть самые разные. Различаться признаки заболевания будут в зависимости от возраста ребенка и интенсивности воздействия негативного фактора.
В детском возрасте до момента, пока малыш не говорит, обсессивно-компульсивное расстройство проявляется:
- истерическими припадками вплоть до потери сознания;
- раздражительностью, агрессией;
- недержанием мочи;
- ослаблением аппетита;
- навязчивыми движениями.
Компульсии и тики — сигнал о проблеме, которую ребенок не в состоянии описать словами. Они повторяются с определенной периодичностью. Тик представляет собой бесконтрольное сокращение мышечных волокон. У малышей это мигание, зажмуривание. Невроз навязчивых состояний у маленьких детей проявляется следующими компульсиями:
- подергивание головой;
- накручивание волос на пальцы;
- обгрызание ногтей;
- потирание мочек ушей;
- поднятие рук вверх;
- шмыганье носом;
- кручение пуговиц, подергивание нижнего края одежды.
Признаком невроза навязчивых состояний у детей могут быть сложные движения — ритуалы: покачивание ногой в сидячем положении, хождение по определенной траектории (обход мебели только с одной стороны, переступание на улице по квадратам определенного цвета или конфигурации, складывание игрушек в определенном порядке и др.). Дети это делают в попытке отодвинуть на второй план причину своего беспокойства.
Обсессивно-компульсивное расстройство у подростков тоже проявляется в виде компульсий: притоптывание ногой, покусывание губ (до крови в момент наивысшего напряжения), потирание рук, обгрызание ручек, карандашей, регулярное почесывание носа, затылка, ушей. Добавляются другие симптомы:
- нарушение сна;
- навязчивые мысли, которые непроизвольно возникают в голове;
- снижение активности;
- повышенное потоотделение на ладонях, ступнях.
Специфическими симптомами могут быть потеря слуха, голоса или зрения. При детальном исследовании патологии в самих органах не выявляются. Например, был случай, когда ребенок не хотел заниматься музыкой. Под родительским давлением он продолжал занятия, но выяснилось, что он не видит нотный стан. Во время диагностики врач определил, что слепота распространяется только на ноты, все остальное он видел хорошо. Это обусловлено защитной реакцией организма, т. е. закрытие глаз на раздражающий фактор.
У подростков невроз может проявляться, как неадекватное поведение в обществе. В этот период он уже сформировал собственное видение мира и пытается активно доказать свою позицию. На отрицание этой позиции, нежелание видеть в нем личность, подросток реагирует бурно. Из-за этого возникают конфликтные ситуации в школе, дома.
В каждом отдельном случае могут наблюдаться разные проявления, их нужн вовремя выявить, чтобы не допустить развития более серьезных отклонений.
Профилактика детского невроза
Профилактические меры по предупреждению ненавязчивых движений проводят со здоровыми детьми и вылечившимися от невроза. Максимально старайтесь исключить факторы, готовые негативно повлиять на состояние его психики. С первых дней жизни уделяйте особое внимание его развитию, воспитанию. Занимайтесь своим ребенком, никто кроме вас не сделает из него человека с большой буквы, никто не научит правильным реакциям в жизни.
Наиболее важные и нужные качества — настойчивость, трудолюбие, выдержка, уверенность в себе, умение справляться со стрессовыми ситуациями.
Без благополучной атмосферы в семье это будет сложно сделать. Старайтесь приучать малыша с самого детства к соблюдению личной гигиены, к аккуратности и занятиям спортом. Не губите детей, не уничтожайте их самооценку через постоянное обсуждение их недостатков. Тем более, что они относительны. Для родителей из разных семей один и тот же минус ребенка будет восприниматься с разной степенью нежелательности. Научитесь вникать в проблемы своих детей и поддерживать их, не требуйте слепого послушания взрослым (родителям), подавляя самостоятельность и инициативу собственного ребенка. Вы его калечите таким образом.
Даже взрослые не всегда правы. Важно создать доверительные отношения с ребенком, чтобы он мог обратиться к родителям с любым вопросом. Помимо ведения ребенка Вы должны стать ему другом. Это предотвратит длительные состояния стресса и поможет понимать лучше свое чадо и больше знать о его личной жизни.
Любовь к деткам, забота о них и совместное времяпрепровождение дает полноценное развитие. Прививайте важные качества характера, объясняйте, как правильно поступать в той или иной ситуации, направляйте их. А так же обязательно реагируйте своевременно на нежелательные отклонения в поведении или здоровье. Самая большая ответственность за состояние и возможности наших деток лежит именно на родителях.
Диагностические мероприятия
При появлении первых признаков патологического процесса рекомендуется обратиться за помощью к доктору. Только опытный специалист сможет правильно поставить диагноз пациенту. Он сначала проводит осмотр пациента и сбор анамнеза. Также рекомендуется проведение наблюдений и бесед с психологом или с психотерапевтом. Зачастую этих мероприятий достаточно, чтобы правильно поставить диагноз.
Если у доктора имеются подозрения на протекание других патологий в организме, то рекомендовано применение инструментальных диагностических методов. Ребенок должен пройти компьютерную и магниторезонансную томографию.
Это высокоинформативные методы, которые дают возможность получения снимков послойного изображения исследуемой области. При заболевании пациентам рекомендовано проведение электроэнцефалографии, электромиографии, эхоэнцефалографии.
Эти диагностические методики позволяют определить изменения в сером веществе и сосудах головного мозга. В некоторых случаях рекомендуется применение тепловидения и ультразвукового исследования.
Диагностика заболевания должна быть комплексной, что позволит точно его определить и назначить действенную терапию.
Применение психотерапии
Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.
Семейная терапия
Она проводится в несколько последовательных этапов:
- 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
- 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
- 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
- 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.
Индивидуальная психотерапия
Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:
- Рациональная (разъясняющая)
Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.
- Арт-терапия
Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.
- Игровая терапия
Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.
Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.
- Аутогенные тренировки
Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.
- Суггестивная (метод внушения) психотерапия
Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.
- Гипноз
Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.
Групповая психотерапия
Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:
- длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
- трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
- при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.
Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:
- в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
- в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
- в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.
Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.
В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.
На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.
Общая информация о заболевании
В настоящее время невроз навязчивых состояний называется другим термином – обсессивно-компульсивное расстройство и имеет код F42 в МКБ-10. Однако при работе с детьми психологи чаще всего пользуются «устаревшим» названием, поскольку оно несколько точнее отражает то, что происходит с ребенком.
Обсессиями называют навязчивые мысли, как правило, негативные, которые больной не может остановить усилием воли. Компульсии – это навязчивые действия, повторяемые раз за разом.
Больше всего данному расстройству подвержены люди с высоким интеллектом, эмоциональные, тонко чувствующие. Для них также характерно ощущение небезопасности окружающего мира, разнообразные страхи и фобии.
Впервые невроз навязчивых состояний проявляется обычно на фоне сильно стресса, переживания. Но чтобы случился дебют заболевания, недостаточно одной лишь психотравмы – она станет лишь триггером, запускающим процесс, но не его причиной.
Иногда появление навязчивостей может быть не связано с конкретным событием – именно этим данный невроз у детей отличается от того же расстройства у взрослых. Тревога как бы «накапливается» постепенно, и симптомы появляются сначала редко, а потом становятся все чаще.
Что касается причин ОКР, то на этот счет есть несколько теорий:
- Нейромедиаторная – объясняет начало заболевания недостаточностью в организме гормона серотонина;
- Теория PANDAS-синдрома предполагает, что причиной ОКР может быть перенесенная стрептококковая инфекция;
- Генетическая теория утверждает, что причиной данного невроза являются генетические мутации, которые передаются по наследству.
И хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения невроза навязчивых состояний, существуют наблюдения практикующих врачей, которые доказывают, что ОКР чаще проявляется у детей, среди родственников которых уже есть больные данным расстройством.
Экспозиционная психотерапия
Как победить невроз навязчивых состояний? Метод экспозиционной психотерапии — это один из способов борьбы с неврозом. Он базируется на том, что пациент будет меньше бояться чего-то, если он станет часто и правильно подвергаться этому. Например, если человек боится инфекции, то ему предлагают намеренно прикасаться к дверной ручке или поручням лестницы и не мыть потом руки. Пациентам с разными видами расстройств в качестве «домашнего задания» предлагают уйти из дому, не проверив «нужное» количество раз, заперта ли дверь, или заговорить с посторонним, в супермаркете и т. п.
Этот метод помогает больному открыть, что то страшное, чего он боялся все время, так и не происходит. Немытые после прикасания к нестерильной поверхности руки не вызывают немедленной болезни и, тем более, смерти, а человек, с которым он заговорил, не убегает в ужасе.
Кроме того, тревога, которая хоть и усиливается в начале таких действий, в результате проходит, причем быстрее и надежнее, чем если бы пациент выполнял свой ритуал.
Общие проявления неврозов
- изменение поведения детей
- появление новых черт характера
- повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
- резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
- тревожность, ранимость.
Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:
- тахикардия и изменения АД
- нарушения дыхания, потливость
- расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
- нарушение концентрации внимания
- снижение памяти
- дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
- плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.
Вероятность возникновения и опасность невроза в детском возрасте
Распознать заболевание помогает выявление причины неврозов у детей и отнесение их к определенной группе риска. Сюда входят дети:
- с наследственной предрасположенностью к нарушениям в работе ЦНС;
- дети, у которых наблюдалась патология процесса внутриутробного развития (например, гипоксия) или родовая травма;
- находящиеся в естественных периодах становления личности;
- подверженные стрессам из-за внешних обстоятельств.
В первых трех случаях приходится бороться лишь с результатами имеющихся стрессовых или паталогических ситуаций. Четвертая же группа характеризуется тем, что невроз у детей симптомы и вероятность возникновения заболевания находятся в непосредственной связи с родительской заботой. В данном случае взрослые могут предупреждать возможные причины неврозов у детей дошкольного, школьного и подросткового возраста. Назовите фактор способствующий возникновению неврозов у детей чаще всего? Зачастую сюда включаются неправильные действия родителей в процессе воспитания ребенка и в отношениях друг к другу, если их наблюдает ребенок, а также изменения в составе семьи. Кроме того изменения привычной обстановки при переездах и посещении образовательных учреждений могут явиться внешней причиной при появлении неврозов. Физическое и эмоциональное напряжение, заболевания, недосыпание и недоедание – все это также может запустить механизм возникновения невроза.
Усугубить положение вещей в более позднем детском возрасте может сложившийся устойчивый характер и особенности воспитания, а также астенический тип конституции.
Невроз у детей симптомы и причины возникновения стоит детально рассматривать в раннем возрасте, потому что это может плачевно сказаться на развитии высшей нервной системы в целом. Недолеченные неврозы повлияют на развитие характера ребенка, а во взрослом состоянии могут обернуться более тяжелыми психологическими проявлениями.
Невроз – что это такое?
Главной причиной пренебрежения этой группой заболеваний считается непонимание их сути и серьезности. Родителям важно скрупулезно изучить невроз – что это в медицине, по каким причинам возникает и как с ним бороться. Специалисты определяют данную патологию как расстройство, вызванное реакцией личности на внезапную, острую или продолжительную психологическую травму. Болезнь не может возникнуть в возрасте до 3-х лет, она диагностируется преимущественно у дошкольников и подростков. Уровень психического развития малышей слишком примитивный для личностных реакций.
На чем основывается патология
Нужно сразу отметить, что в мировой медицине до сих пор нет однозначного ответа, на вопрос о том, почему у людей может возникнуть синдром навязчивых состояний.
Некоторые ученые связывают его с генетической предрасположенностью. Так, возможно, некоторым из наших далеких предков компульсивное поведение давало определенные преимущества. Например, чуткое хранение домашнего очага, постоянное соблюдение чистоты или готовность к встрече с врагами позволяли выживать людям, обладающим данными качествами.
Научно доказано, что у людей с неврозом, вероятнее всего, имеются среди членов семьи в первом родстве близкие с такими же состояниями. Это касается в первую очередь тех, у кого невроз развился еще в детстве.
Диагностика заболевания
Для установления правильного диагноза следует обратиться за консультацией к специалисту (психотерапевту или психологу).
Диагностика состоит из нескольких последовательных этапов:
- опрос близких родственников, участвующих в процессе воспитания, для выяснения психологической обстановки, анализа взаимоотношений, анализа отношений пациента со сверстниками и другими людьми;
- в процессе игры или других отвлекающих занятий детям задаются ранее подготовленные вопросы;
- наблюдение за поведением пациента во время спонтанной игры, анализ его рисунков;
- обследование родителей или других близких родственников, задействованных в воспитательном процессе, анализ ошибок в их поведении;
- назначение обследований пациенту (допплерография сосудов мозга, электроэнцефалограмма, компьютерная томография);
- разработка психотерапии.
Народные средства
Для борьбы с патологическим процессом разрешается применение средств народной медицины. Они являются не только эффективными, но и безопасными, что позволяет их применять для терапии широкого круга пациентов. Можно готовить лекарства с применением разнообразных народных препаратов.
- Перед сном пациентам рекомендуется питье медовой воды. Для этого берется стакан воды комнатной температуры, в которой рекомендовано растворить ложку меда. После тщательного перемешивания состава его принимают внутрь. Если патологический процесс протекает летом, то ребенку рекомендовано ходить голыми ногами по песку, земле и траве.
- Для борьбы с нервным перенапряжением и стрессом рекомендовано применение лечебной ванны. В нее рекомендуется добавить предварительно морскую соль. Также можно готовить настои на основе мяты и лаванды. Для приготовления лекарств рекомендовано использовать предварительно измельченную и высушенную наземную часть растений.
- Лаванда и мята смешиваются в одинаковом количестве. 8 ложек сырья заливается 3 литрами кипятка и настаивается в течение 2 часов. После этого средство процеживается и добавляется в лечебную ванну.
- Пациентам рекомендовано употреблять внутрь отвары. Для их приготовления осуществляется применение пустырника, золототысячника, боярышника, корня валерианы, мяты. Для того чтобы приготовить лекарство, нужно взять сухое и измельченное сырье. Столовая ложка любой из трав или их смеси заливается стаканом кипятка. Лекарство томиться на водяной бане несколько минут, после чего снимается и настаивается до полного остывания. После процеживания лекарство нужно принимать внутрь по половине стакана.
- Зерна овса при патологии характеризуются высоким уровнем эффективности. Сырье рекомендовано тщательно помыть с использованием холодной воды. После этого оно заливается чистой водой и проваривается до полуготовности. После процеживания в отвар добавляется чайная ложка меда. Прием препарата проводится в течение дня небольшими порциями. Суточная доза препарата составляет 1 стакан.
Несмотря на высокую эффективность средств народной медицины перед их применением рекомендовано проконсультироваться с доктором, что исключит возможность развития нежелательных эффектов.
Как развивается такое состояние
Интересно, что люди с диагнозом невроз навязчивых состояний, как правило, осознают, что их представления не соответствуют действительности, но чувствуют острую необходимость действовать именно так, как того требуют их представления.
Так, человек, подверженный чрезмерному накопительству, как правило, относится к материи как к одушевленному существу, имеющему свои права и чувства, но при этом он признает свое поведение как иррациональное.
А с развитием невроза навязчивые мысли могут привести и к заблуждению, что сопротивляться им бессмысленно, тогда человек отдается своему состоянию полностью.
Симптомы
Регулярный плач без видимой причины — первый тревожный звоночек
О том, что у вашего малыша возник невроз, может свидетельствовать наличие следующих признаков:
- повышенная чувствительность в стрессовой ситуации;
- зацикленность на конкретном конфликте;
- плач без причины;
- поверхностный сон, сонливость по утрам;
- сильная обидчивость, ранимость;
- снижение интеллектуальных способностей;
- непереносимость яркого света и громких звуков;
- тахикардия;
- повышенная потливость;
- перепады артериального давления;
- нарушение аппетита;
- сильные головные боли, возможно, головокружение;
- быстрая утомляемость;
- кашель нервного характера;
- недержание кала или мочи;
- боли спазматического характера в желудке или сердце;
- судороги;
- нервные тики;
- депрессивное настроение;
- страхи;
- истерики.
Как происходит «увязание» в болезненной ситуации
Пациент начинает бояться, например, микробов. Это поначалу приносит видимое облегчение – ведь теперь он знает, чего боится, а значит, в его жизни все «раскладывается по полочкам», человеку становится комфортнее.
Теперь понятно что делать! И для того, чтобы избавиться от микробов, он отправляется мыть руки. А это действие, к сожалению, вовлекает его в психологическую ловушку, рождая невроз навязчивых состояний, симптомы которого выражаются страхом микробов. Ведь компульсии (вынужденное мытье рук) принесли ощущение контроля над ситуацией, но не избавили от обсессии – навязчивой идеи. И больной снова и снова будет отправляться мыть руки, добавляя к ритуалу все новые подробности, которые на короткий срок облегчат состояние.
Профилактика неврозов у детей
Превентивные мероприятия не требуют приема никаких медикаментов. Предотвратить неврозы у маленьких детей и остановить их дальнейшее прогрессирование помогает нормализация режима дня, создание комфортного эмоционального климата в семье, правильное воспитание и неподдельная любовь родителей. Если ребенок склонен к психическим расстройствам, необходимо подобрать ему хорошего психолога и увлекательные хобби. Эффективной будет игровая и арт-терапия при неврозах, посещение специальных детских групп, сеансы общения с животными.
Что такое компульсии
Как уже упоминалось выше, люди, имеющие невроз навязчивых состояний, осознают иррациональность своих идей, и, чтобы противостоять им, они изобретают ритуалы, призванные облегчить тревогу, вызванную этими мыслями. Эти навязчивые действия носят название компульсий. Именно с их помощью пациенты как бы пытаются избежать того страшного события, мысль о котором не дает им покоя.
Но в любом случае рассуждения человека с неврозом так своеобразны и искажены, что это обычно приводит к появлению существенных проблем как и у самого носителя идеи, так и у его окружения.
Это может быть, например, усиленное выщипывание или выдергивание волос, обкусывание ногтей, бесконечное мытье рук, закрывание и открывание двери определенное число раз, снимание и надевание какой-либо вещи, раскладывание предметов по строгому порядку и т. п. И все это, конечно же, доставляет массу неудобств и очень осложняет жизнь.
Но почему люди оказываются в этом состоянии?
Как происходит формирование невроза
В каждом человеке имеется так называемое «животное» или, по-иному, бессознательное начало (к нему можно отнести все глубинные порывы и желания). Но, кроме того, в нас есть еще и так называемый «высший контроль», не дающий выходить за рамки общепринятых правил поведения. Таким образом, всю жизнь в каждом индивидууме идет практически постоянная борьба между «хочу» и «надо».
Эта борьба у определенного типа людей вызывает возрастание уровня тревоги – они начинают беспокоиться, чувствуют дискомфорт, не находя этому объяснения. Но наша психика устроена так, что человек не может бояться неизвестно чего, поэтому он неосознанно выбирает подходящий объект, на котором можно сосредоточиться – так называемого «врага».
Медикаментозная терапия
Если патологический процесс протекает в острой форме, то лечение невроза проводится с применением медикаментозных препаратов. Пациентам рекомендован прием:
Антидепрессанты
Действие препаратов положительно отображается на психоэмоциональном состоянии человека. При использовании лекарств у ребенка купируется страх, тревожность, паническая атака. Благодаря медикаментам устраняется патологическая сосредоточенность на определенных действиях и мыслях. Препараты применяются для купирования вегетативных нарушений.
Лечение заболевания может проводиться Гуморилом, Бефолом, Амитриптилином. Прием медикаментов начинается с минимальной дозировки. При возникновении необходимости ее увеличивают только после предварительной консультации с врачом.
Транквилизаторы
Препараты характеризуются наличием снотворного действия, поэтому их широко применяют при бессоннице. Рекомендовано использование лекарств для борьбы с тревожностью, так как они обладают успокаивающим эффектом. Если у ребенка наблюдается страх и нарастающая тревожность, то им прописывают лекарства этой группы.
Терапия патологического процесса проводится Феназепамом, Диазепамом, Мебутаматом. Препараты могут иметь негативное отображение на деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, то их применение рекомендуется в крайне редких случаях и по назначению врача.
Нейролептики
Препараты характеризуются наличием выраженного антипсихотического действия, поэтому рекомендовано их применение при неврозах разнообразного генеза. Благодаря универсальному составу лекарств в период их применения купируется чувство страха, что приводит к снятию напряжения. С помощью лекарств проводится борьба с угнетенным психоэмоциональным состоянием.
Во избежание развития побочных эффектов рекомендовано, чтобы лекарства подбирались для ребенка доктором.
Ноотропные средства
Применение лекарств рекомендуется только на начальной стадии развития патологического процесса. Благодаря медикаментам обеспечивается стойкость психики человека к разнообразным психотравмирующим ситуациям. Применение медикаментов рекомендуется для улучшения памяти и концентрации внимания.
При использовании лекарств наблюдается увеличение уровня интеллектуальной активности ребенка. пациентам рекомендован прием Церебролизина, Актовегина, Пантогана.
Препараты обладают слабо выраженным антидепрессивным эффектом, что позволяет их использовать при психомоторной заторможенности. Действие лекарств направлено на насыщение головного мозга ребенка и улучшить состояние пациента.
Невроз навязчивых состояний у детей и подростков причины, развитие, течение и прогнозы
Возникновение навязчивостей у детей
У младших школьников и дошколят, невроз навязчивых состояний может следовать за психическим потрясением, связанным с сильным испугом. Такие же причины вызывают навязчивый невроз у детей со сниженным интеллектом, инфантилизмом (чрезмерная «детскость», не соответствующая возрасту).
В таком случае, самим навязчивым состояниям предшествует резкое и быстрое развитие невроза испуга, который сопровождается страхами сверхценного содержания, переходящими затем в ранг навязчивых фобий.
Важно обратить внимание, что невроз навязчивых состояний у детей неразрывно связан с личностью больного: сильнее, чем любое другое заболевание. Таким образом, невроз навязчивости с большей вероятностью возникнет у тревожно-мнительного ребенка. Развивается патология на основе повышенной боязливости, страха перед новым и неизведанным.
У дошколят проявляется нарастающая тревога, может развиваться плаксивость. Начинает развиваться симптоматика, подобная следующей:
- — Ребенок становится мнительным
- — Появляются ипохондрические страхи (боязнь заражения и грязи)
- — Развивается вера в приметы
- — Ребенок самостоятельно создает себе запреты
- — Развиваются игры, по виду схожие с неврозом навязчивости (вроде счета фонарей по пути, суммирования номеров автомобилей)
Имеют место и так называемые семейные факторы, обуславливающие навязчивый невроз. К ним относят чрезмерную опеку над ребенком, тревожную мать, постоянно опасающуюся за здоровье малыша. Эмоциональная депривация и требовательность также положительно действуют на развитие невроза навязчивых состояний у детей.
Группа риска: возрастные рамки невроза
Полностью оформляется патология к 10 годам, что связывается, в первую очередь, с необходимостью определенного уровня развития личности, который необходим для осознания навязчивостей и формирования особого отношения к ним.
Однако практика показывает, что психогенные навязчивости проявляются и в ранних возрастах. Но для оформления расстройства необходимо четкое отношение личности к своим действиям, так что формирующиеся в раннем возрасте отклонения стоит считать невротическими реакциями с вкраплениями навязчивостей, но не собственно неврозом.
Типология навязчивостей: виды заболевания
Двумя типами патологии у детей становятся фобические страхи и навязчивые действия – обсессии. От доминирующих проявлений в структуре патологии выделяют два типа неврозов:
- — Невроз страхов – фобический невроз
- — Невроз действий – обсессивный невроз
В чистом виде такие расстройства встречаются в большинстве случаев, но выделяют и пограничные состояния.
Невроз навязчивых действий
В подростковом возрасте, а также школьном, этот невроз навязчивости выражается простыми, не развернутыми действиями и движениями. У дошколят и первоклашек обнаруживаются элементарные навязчивости в виде тиков.
К группе невротических тиков относятся:
- — Наморщивания
- — Мигания
- — Движения плечами
- — Щелчки пальцами
- — Облизывания губ
- — Респираторые тики (покашливание, шмыганье носом, хмыканье)
Поскольку эти действия схожи с тиками, возникающими по соматическим причинам, а также при патологиях головного мозга, необходимо описать их особенности:
Навязчивые тики регулярны, происходят через более или менее определенный промежуток времени. Их задержка вызывает дискомфорт у ребенка. Например, если ребенок щелкает пальцами, родитель может остановить это действие и насильственно удерживать его. Если имеет место невроз навязчивых состояний, то у ребенка запустятся реакции протеста. Школьники, осознавая свои навязчивости, пытаются подавить и скрыть их, чего не происходит при органических поражения мозга.
Навязчивые тики, связаны с другими невротическими проявлениями, вроде страхов и фобий
За исключением раннего и преддошкольного возраста, дети осознают свои навязчивости как бессмысленные, чужые, часто определяют их как дурную привычку. Навязчивый невроз не определяет локализацию тика. То есть ребенок может щелкать как левой рукой, так и правой. В состоянии эмоционального напряжения и при психотравмирующих факторах тики в разы усиливаются и могут повторяться беспрерывно, органические же тики наоборот угасают. Навязчивые действия формируются на основе рефлексов защиты: облизывание губ при высыхании, мигание при попадании сора в глаз и т.д. В дальнейшем они отделяются от первоначальной функции. В случаях с невротическими тиками психотерапия дает стойкий положительный результат.
Навязчивые действия всегда связаны с неприятными эмоциями или определенными страхами. В случае страхов, невроз навязчивых состояний служит как бы «разрядкой» тревожности. У детей действия такого защитного характера не разворачиваются и ограничиваются несколькими секундами, в подростковом возрасте навязчивые действия могут приобретать сложную систему.
Клинический случай. Нами наблюдалась девушка 15 лет с патологической боязнью отравления (неумышленного). Перед каждым приемом пищи она ставила тарелку с едой на голову и делала три оборота влево вокруг своей оси и два вправо. Бессмысленность действий понимала, тяготилась этим, но ничего сделать не могла. Таким образом, она снимала напряжение от страха отравления. Назначен курс седативных препаратов, проведена психотерапия: навязчивость снята, однако при сильных стрессах может проявляться снова (но тут же угасает).
Таким образом, навязчивости могут быть сняты, но при определенных условиях эпизодично возникают снова.
Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий
Первое, с чем стоит определиться – это с содержанием фобий. Маленькие дети боятся острых предметов, загрязнения и заражения. Биологические обоснованные страхи (темноты, высоты) здесь не проявляются.
Школьники обнаруживают устойчивые страхи, связанные с физиологией самих себя. Самыми распространенными являются фобии:
- — Страх внезапной смерти и заболевания
- — Навязчивый страх речи при заикании (логофобия)
- — Эрейтофобия – страх покраснения на людях
- — Боязнь подавиться (возникнуть может после реального случая)
Интересно, что страхи, связанные с физическим благополучием переносятся за рамки «Я» подростка и оформляются как страхи за здоровье родственников.
Особые невротические фобии
В категорию относится невроз ожидания, который неразрывно связан с предвкушением провала и неудачи при каком либо деле. Этот тип невроза навязчивости также проявляется и при нарушении операциональной стороны привычного действия.
В эту патологию входит часто встречаемый в школах страх устных ответов у доски, связанный с невозможностью из-за нарастающей тревоги ответить на вопрос при реальном знании ответа. Это расстройство часто выступает «аккомпанементом» для других нарушений и сильно ухудшает их.
Прогнозы
Невроз навязчивых состояний – длительное расстройство, однако в детском возрасте течения болезни благоприятнее и с большей вероятностью будет скорректировано. Невроз навязчивых состояний у детей в виде фобий устраняется посредством психотерапии, а вот неврозы действий могут требовать дополнительных препаратов, назначающихся специалистами.
Проблемы могут возникнуть с патологией у подростков, в характере которых доминируют тревожно-мнительные черты. Фобические неврозы развиваются патогенно реже, однако при отсутствии лечения они приводят к социальной дезадаптации, так как обрастают новыми формами действий, страхов и навязчивостей.
Выводы
Невроз навязчивых состояний у детей – далеко не самое редкое, но и не самое страшное расстройство. Заметить банальные странности поведения может любой родитель, объяснить их причину – меньше. Если удается устранить причины, вызвавшие фобии и тики своими силами, значит, вам удалось задавить зарождение невроза на начальной стадии.
В случаях развернутых нарушений не стоит откладывать поход к психиатру и психологу, чтобы назначить определенный курс лечения. Более того, необходимо провести диагностику у невролога, чтобы исключить поражения головного мозга. Но, будем надеется, что вам никогда не придется сталкиваться с подобными проблемами!
автор: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
Биологические причины появления невроза
Часто состояние невроза связывают с нарушением функций нейромедиатора серотонина, хотя, по мнению исследователей, это может оказаться как причиной, так и следствием подобной патологии.
Серотонин, насколько известно, участвует в регулировке уровня тревоги. Очевидно, серотониновые рецепторы, расположенные на соседних клетках, у больных с неврозом оказываются недостаточно стимулированными, что и вызывает со временем развитие описываемой патологии.
Итак, у больного невроз навязчивых состояний. Как избавиться от этой напасти? Но прежде чем давать советы, стоит подробнее рассмотреть, как рождается подобное расстройство.

